Нижеследующая работа — это результат моей стажировки по повышению квалификации. Все иллюстрации автора.
Введение.
Острота восприятия архитектуры и постоянное рисование ее с натуры взаимозависимы. Особенно обостряется восприятие архитектуры в поездках, на выездных практиках, так как студент знает что у него мало времени и возможно, он больше никогда здесь не окажется. Непосредственность и эмоциональность естественно найдут выражение в натурных рисунках студента, впервые попавшего в другой город или, тем более, в Италию. При работе с натуры важно помнить причину, заставившую взяться за карандаш. И четко поставить задачу во времени и в рамках листа. Это может быть композиционный набросок-эксиз, зарисовка-этюд детали или архитектурного мотива, короткий рисунок отдельного здания или городского пейзажа, длительный рисунок – графическая картина и т.д. В каждом из этих случаев задача должна быть четко определена заранее. В коротких набросках не стоит делать много пространственных планов, достаточно три или даже два плана.
Общие рекомендации для натурного рисунка архитектуры могут быть таковы. После разметки общей композиции и горизонта вся архитектура приводится к простым геометрическим формам, и легкими линиями намечаются призмы, цилиндры и т.д. Затем, исходя из задачи выявляются характерные детали, подчиняющиеся крупной форме. И наконец, тоновое решение рисунка, большими плоскостями («большой» свет – «большая» тень или архитектура – вода – небо и т.д.). Дальнейшая деталировка в тоне подчиняется найденным крупным отношениям.
|
Альбом: Венеция. Риальто. |
1. Наброски архитектуры по 5-7 минут.
В коротких набросках при недостатке времени приходится выделять самое существенное. Например в рисунке 1.1. — это монументальность формы колоннады, образующей полукруг по сравнению с фигурами людей, отличающихся по тону одежды и размеру. Сразу взяты 3 основных плана и показана грубая фактура камня на переднем и среднем планах.
Рисунок 1.2 сделан еще быстрее, поэтому воздушная перспектива показана без тона, только яркостью линий, которая уменьшается при удалении.
|
1.1: Колоннада Казанского собора |
|
1.2: На площади св.Петра в Риме |
Рисунок 1.3 был сделан из-за выразительности силуэта в пасмурный день, образованного домами, обелиском и церковью. Сперва линейно были намечены очертания площади на земле и простые объемы домов и колоколен как призмы, цилиндры и т.д. Растушкой сразу же слегка затемнены кверху. Затем была сделана прорисовка деталей. Рисунок 1.4 был сделан на тонированной бумаге в виде показа студентам того, как делать эскизы большого рисунка на тему «Ансамбль в архитектуре». Начало сделано сепией, затем введен мел. Студентам есть смысл композиционные наброски делать в середине большого листа, с полями, и затем «кадрировать», увеличивая или уменьшая рамку рисунка.
|
1.3: Площадь Навона в Риме |
|
1.4: Крутицкое подворье |
Рисунок 1.5 был сделан как подготовительный для более длительной работы и в нем выяснились композиционные недочеты. В окончательном варианте колокольня сдвинута еще левее, чугунная ограда на первом плане сделана контрастнее. В рисунке 1.6 сюжет привлек внимание изменчивой светотенью на переднем плане с деревьями по контрасту с архитектурным силуэтом на среднем и дальнем планах.
|
1.5: Крюков канал |
|
1.6: Сенатская площадь |
2. Зарисовки архитектуры до 30-40 минут.
На каждый из рисунков 2.1 – 2.6 ушло около 20 минут. Особенность площади, запечатленной в рисунке 2,1 в том ,что одновременно показанные здания в реальности не видны – площадь маленькая и пришлось несколько «раздвинуть» ее, что бы вместилось все, достойное внимания. (Эта же площадь в гравюрах 18 века изображена как почти бескрайняя…) Дом между фонтаном и церковью 17 века – образец фоновой застройки конца 19 века, поэтому предельно обобщен. В рисунке 2.2 на переднем плане чугунный фонтан и фигура человека. Они выделены кистью темным тоном. На дальнем плане контрасты почти отсутствуют.
|
2.1: Площадь Треви в Риме |
|
2.2: Площадь св.Петра в Риме |
В условиях тумана сделан рисунок 2.3. Здесь при удалении уменьшается контрастность, общая интенсивность тона и отсутствует силуэт – контрасты ослабевают не только вдаль, но и к верху. Напротив, яркое освещение в рисунке 2.4 подсказало заливку кистью контрастных теней темным тоном. Обе церкви – восьмерик на четверике, и их построение стало первой стадией рисунка. Затем добавились детали. В конце кистью взят средний тон в скользящих светах.
|
2.3: Сан-Марко в тумане |
|
2.4: Площадь Венеции в Риме |
Рисунки 2.5- 2.7 сделаны мелком сепии и угольным карандашом при мягком свете сквозь тучи, характерном для севера.
|
2.5: Троице-Сергиева Лавра |
|
2.6: Расстральная колонна в С-Пб |
|
2.7: Фонтан на Театральной площади в Москве |
Рисунки 2.8-2.11 сперва намечены на белой бумаге мелком сепия, и отмоделированы кистью в два или три тона. Тонкие детали в конце добавлены линером.
|
2.8: Михайловский замок в С-Пб |
|
2.9: Форум Романум в Риме |
|
2.10: Дворцовая площадь |
|
2.11: Замок св.Ангела |
Интерьеры на рисунках 2.12 и 2.13 сделаны на тонированной бумаге мелком, кистью и растушкой. В рисунке 2.12 передний план с наиболее важной деталью – табернаклем – в правой части листа. Тонкие детали на нем по сепии прорисованы линером.
|
2.12: Интерьер Орсанмикеле |
|
2.13: Иорданская лестница в Зимнем Дворце |
Таким же образом сделаны рисунки 2.14 – 2.17. В рисунке 2.14 характерен контраст темных и «грубых» деревьев в тени на переднем плане и освещенной солнцем архитектуры на втором плане. Серые горы на горизонте завершают композицию.
|
2.14: Сады Бардини.Флоренция. |
|
2.15: Казанский собор |
|
2.16: ц.Сан-Карло у 4-х фонтанов в Риме |
|
2.17: Фредериксборг. ДАния |
В рисунках 2.18-2.19 угольный карандаш использован по-разному. Рисунок 2.18 дает пример последовательности работы именно над учебным (академическим) заданием. Сперва намечены крупные абстрактные формы: плоскости дальней и боковой стен, изгиб лестницы. От этих абстрактных форм автор затем переходит к более конкретным – группы колонн, потом капители, балясины и т.д. Легкая штриховка больших ниш и плоскостей делается перед прорисовкой самых мелких деталей. В конце работы рисуются живые подвижные элементы интерьера (пейзажа) – люди (птицы, машины и т.д.). Такая последовательность уместна в большинстве студенческих рисунков архитектуры. В рисунке 2.19 последовательность иная. После разметки композиции, плоскости земли и габаритов фонтана сразу были взяты тоновые отношения между землей, небом, чугуном фонтана и листвой в тени. Затем одновременно с прорисовкой деталей добавлено как можно больше тоновых отношений. Это связано с эмоциональностью сюжета, с игрой света и тени на листьях деревьев в солнечный день по сравнению с чугунным фонтаном на переднем плане.
|
2.18: Лестница в училище Штиглица |
|
2.19: Румянцевский садик в С-Пб |
3. Рисунки начатые с натуры и доделанные по памяти и по представлению.
Доделка рисунков по памяти, как правило, уместна сразу после выполнения первой стадии с натуры, пока еще свежо впечатление. В рисунке 3.1 площадь привлекла внимание характерностью (провинциальный классицизм). Разночинцы, мелкие торговцы, прихожане и проч. были дорисованы воображением. Яркое солнечное освещение взято с натуры, но тучи на небе придуманы после. Для длительной работы уместно брать тонированную бумагу при изображении солнечного дня. Сначала все тоновые отношения берутся как на белой, а затем тонированная бумага обнаруживает «резерв» и можно расставить акценты еще белилами.
|
3.1: Ильинская церковь в Торжке |
Рисунок 3.2 почти целиком сделан с натуры ночью, за исключением правого края с колокольней. По памяти так же слегка введен цвет в огнях и отражениях. В рисунке 3.3, сделанном мелком и кистью, по памяти расставлены акценты белилами – окна, подсвечники и другое.
|
3.2: Венеция ночью |
|
3.3: Сан-Пьетро ин-Монторио |
В рисунке 3.4 была сделана с натуры общая схема и большие плоскости теней с акцентами мелом. По памяти мелком и кистью акцентирована левая часть с пилястрой и тенью в апсиде. Так же в конце работы сделаны кистью скамейки на первом плане. Рисунки 3.5 и 3.6 сделаны в одинаковой последовательности. По памяти были усилены света белилами и темные отражения на переднем плане.
|
3.4: Сантиссимо Аннунциата |
|
3.5: Венеция |
|
3.6: Арсенал в Венеции |
Рисунки 3.7 и 3.8 – виды парков, сделанные соответственно углем и пастелью с добавлением акварели и сепией. Деревья в них контрастируют с архитектурой по общему тону, по фактуре, по степени детализации.
|
3.7: Царское село |
|
3.8: Сады Боболи во Флоренции |
На рисунке 3.9 на тонированной бумаге изображён архитектурный ансамбль в солнечный день. По представлению добавлена тень на переднем плане, фигуры людей и облака.
|
3.9: Кусково |
Доделка по памяти и по представлению натурных зарисовок – это возможность до конца отдать должное тем сюжетам, которые встречаются в поездках. При работе с натуры очень важно запоминать те нюансы, которые очевидно, не хватает времени проработать с натуры. Иногда имеет смысл без карандаша на натуре мысленно «доделать» набросок до законченной картины. И затем вспоминается уже не натура, а эта воображаемая картина. Таким образом при рисовании с натуры можно задаваться вопросом: Будет ли рисунок закончен сейчас или будет доделываться? Во втором случае можно сразу представить себе как это будет сделано.
|
3.10: Перуджа |
Заключение.
За период учебы желательно чтобы студент нарисовал наиболее красивые и сложные для изображения архитектурные сооружения. Если кто- то смог их придумать и построить, значит другой человек может по крайней мере нарисовать их. Постоянно и методично рисуя архитектуру студент не только умом постигает конструкции, материаловеденье или строительные технологии, но учится чувствовать то, что является сутью архитектуры – гармоничное сочетание пользы, прочности и красоты.