Рисунок архитектуры в пейзаже (из своего опыта).
Я выбираю формат бумаги и сразу сепией (без карандаша) набрасываю композицию на листе: сколько земли, сколько архитектуры и сколько неба. Обычно площадь неба на листе больше, чем земли (плохо, когда выходит одинаково). В первой стадии проблемы освещения и тоновые отношения «держатся в уме» – набрасывается сама форма земли и архитектуры, через упрощенные формы без деталей – плоскость, призма, цилиндр и т.д. Для ясности композиции первый набросок должен быть ярким, но «легким».
Затем начинается проработка главных деталей и пояснение общей формы тоном. Можно растушкой или замшей набрать натертой сепии и легко, не втирая в бумагу нанести в необходимых по композиции местах. При рассеянном освещении это, в первую очередь, проемы, при солнечном – еще и общие границы собственных теней. Средний тон земли обычно темнее среднего тона архитектуры. Дальнейшая детализация и проработка в тоне ведется в соответствии с линейной и воздушной перспективой. Одновременно, желательно за один раз, делается небо: состояние облаков в перспективе и освещении, и уже на фоне неба доделывается архитектура. На протяжении всей работы архитектура остается главным элементом композиции. Всегда желательно в конечной стадии сделать один-два самых светлых места и один-два самых темных, при усилении контрастов на переднем плане. Ближе к краям листа контрасты ослабляются. Антураж (природа, люди) в таких рисунках – средний по тону и более или менее условный, то есть «подыгрывает» архитектуре. Линейная стадия и детали выполняются только остро отточенной палочкой сепии. Почти для всех сюжетов бумагу можно брать с грубой фактурой. Тогда дальние планы делаются растушкой, а передний план мелком, для передачи грубой фактуры (кора деревьев, стены из валунов, земля и т.д.). Если бумагу брать тонированную – желтоватую, сероватую, коричневатую и т.д. – то в последней стадии ставятся несколько акцентов мелом или жидкими белилами кистью. Белила используются двумя способами: или в качестве блика, или в качестве световой плоскости. Блики незначительны по площади, но ярки по интенсивности. Световые плоскости – менее яркие, но больше по площади. И в том и в другом случае эти световые пятна различны по интенсивности и одно из них делается самым ярким. Общий тон неба, как правило, светлее всего остального.